Электромобиль «Нива EV»
Этот автомобиль был конвертирован в 2015-м году для эксплуатации в качестве
автомобиля «на каждый день» в сельской местности на дорогах низкого
качества, эксплуатация в условиях тяжелого бездорожья не предполагалась. В
связи с этим в нём были применены несколько необычных , но эффективных
технических решений. На автомобиле оставлен постоянный привод на все колёса
с возможностью блокировки межосевого дифференциала, но отсутствует коробка
передач . Применен асинхронный двигатель отечественного производства,
намотанный по схеме «Славянка». Положительными качествами этого типа
электродвигателей является очень высокая надёжность и коэффициент полезного
действия при низкой цене.
В качестве тяговой аккумуляторной батареи применена литий-ионная батарея от
автомобиля Nissan-Leaf ёмкостью 24 киловатт-часа, которая была
перекоммутирована и разделена на три блока для удобного расположения в
кузове данного автомобиля . Батарея полностью защищена от негативного
воздействия окружающей среды (вода, пыль и т.д.) ,имеет современную
систему BMS нашей разработки, которая постоянно контролирует основные
параметры каждой ячейки и позволяет добиться максимально эффективного
использования батареи и продлить её срок службы. Так же в батарейных отсеках
установлена автоматическая система подогрева , которая позволяет получить
максимальный пробег в холодное время года .
Управление электродвигателем осуществляется контроллером Curtis с
управлением крутящим моментом. На нём реализована двухступенчатая
рекуперация (при отпускании педали акселератора и при нажатии на педаль
тормоза) , а так же имеется возможность настройки параметров в соответствии
с предпочтениями водителя.
Контроль основных параметров электромобиля осуществляется с помощью
дополнительных датчиков установленных в стандартную панель приборов, а так
же посредством вывода на обычный планшет или смартфон посредством устройства
PowerWatcher.
Для нагрева салона в холодное
время используется автономный отопитель фирмы Eberspacher.
При проектировании электромобиля были применены решения , обеспечивающие
максимальную безопасность при эксплуатации и в случае аварии. Установлены
системы защиты от короткого замыкания и перегрева, особое внимание уделено
прокладке силовых кабелей и все компоненты закрыты специальными защитными
кожухами.
Важной особенностью данного проекта является то , что по сравнению с
исходным автомобилем электромобиль полностью сохранил внутреннее
пространство и возможность трансформации салона, крепкую ходовую часть и
полный привод. Но получил вместо двигателя внутреннего сгорания
экологичный, необслуживаемый , максимально надёжный электродвигатель. Всем
известная Нива преобразилась- значительно упростилось управление
(отсутствует коробка передач и педаль сцепления) , а сам автомобиль стал
намного динамичнее, ведь характеристика крутящего момента электродвигателя
намного лучше чем у двигателя внутреннего сгорания.
Время полной зарядки от стандартной бытовой розетки 220 вольт 16 ампер – 8
часов.
Пробег на одной зарядке – 120 километров в режиме динамичного городского
движения, 140 километров при экономичном движении по пригородным трассам,
что соответствует потреблению 170-200 ватт/часов на километр пробега .
В данный момент динамика разгона и максимальная скорость (примерно 90км/ч на
пониженной передаче в раздаточной коробке и до 110 км/ч на повышенной
передаче) ограничены возможностями контроллера –это примерно 60
киловатт и у электродвигателя имеется ещё резерв , который можно
использовать при наличие более мощного контроллера.
Так же имеется возможность изменения тяговых характеристик путём изменения
передаточных чисел привода ( например для буксировки прицепов или
преодоления бездорожья).
Автомобиль Нива не является лучшим вариантом для конверсии в
электромобиль – мало места для размещения аккумуляторов, большой вес,
большие потери в полноприводной трансмиссии, но тем ярче видно , что
возможности применения электрического привода на транспорте очень широки.